Присоединяйтесь

От ЛНР до Парижа: шеврон шаймуратовцев на французском телевидении. Публикация на французском языке выступлений Президента Путина (2022-2025)

22 января 2026

От ЛНР до Парижа: шеврон шаймуратовцев на французском телевидении. Публикация на французском языке выступлений Президента  Путина (2022-2025)

На французском телевидении TVL 22 января 2026 г. вышло интересное интервью с известным французским историком и политологом Гаэлем-Жоржем Муллек (Gaël-Georges Moullec). Повод — выход второго тома его сборника выступлений Владимира Путина (2022-2025).

На 21-й минуте (точнее, 21:38) он рассказывает о башкирских воинах, участвующих в СВО. В этот момент камера показывает шеврон, который 22 февраля 2023 года имам-хазрат Хамза подарил Гаэлю Муллеку во время нашей совместной историко-мемориальной экспедиции «По следам мужества и славы». Мы тогда посетили в ЛНР место захоронения легендарного генерал-майора Минигали Шаймуратова.

Кроме шеврона, в кадре появился и рисунок флага Победы — именно с таким символом наши бойцы тогда шли и сегодня продолжают идти в бой.

Тема интервью: Путин, ракеты, стратегическое вооружение и актуальная военная доктрина.

Ссылка: https://youtu.be/Sc9PG2ANP_Q?si=NErNR-THVGTCDtvt

Интервью с Гаэлем‑Жоржем Муллек на французском телевидении TVL 22 января 2026 г.

(Предлагаемый перевод с французского яз.)

Ведущий: Гаэль‑Жорж Муллек, вы доктор исторических наук, специалист по российской истории и международному коммунистическому движению. Вы автор нескольких книг: «Украина: конец иллюзий», «Владимир Путин — Выступления 2007–2022». Сегодня вы представляете новую книгу «Владимир Путин — Выступления 2022–2025», опубликованную издательством SPM, где вы руководите серией «Русский путь», в которой недавно вышла книга «Александр Невский».

Ведущий: [Представленное французскому читателю] издание включает выступления Президента В.В. Путина в 2022–2025 гг. Вас могут обвинить в пророссийской позиции. Не боитесь ли вы обвинений в открытой [пророссийской] пропаганде?

Г.-Ж. Муллек: Безусловно, поиск «внутреннего врага» сегодня в полном разгаре, и некоторые западные специалисты уже столкнулись с чисто административными, но крайне суровыми европейскими санкциями. Я имею в виду, например, Ксавье Моро и Жака Бо.

Эта публикация — не позиция, а предоставление читателям и исследователям новых источников в переводе на французский язык. Подобная работа — одна из основных обязанностей любого историка. По крайней мере, никто уже не сможет сказать: «А мы не знали…».

И будем откровенны: если публикация источников становится преступлением — это очень плохой знак для европейской демократии.

Ведущий: Видение Владимира Путина основано на убеждении, которое отрицает радикальное разделение русских и украинцев. Почему такое убеждение, несмотря на существующий украинский национализм? Какова цель Президента России?

Г.-Ж. Муллек: Владимир Путин неоднократно излагал свое видение относительно Украины и украинцев. Основные положения следующие:

- русские и украинцы — братские народы;

- их судьба неразделима, только в единстве они могут быть великими;

- национализм Галиции (а не украинский как таковой), первоначально ультра‑миноритарный, уже около двух веков развивается на основе чисто местной специфики Западной Украины при поддержке извне — сначала Австро‑Венгрии, затем Польши и нацистской Германии, а сегодня США и Европы.

Цель Владимира Путина проста: попытаться восстановить единство, по крайней мере в мировоззрении, трёх Русей — Белой Руси, Малой Руси и Великой России.

Ведущий: Владимир Путин говорит об искусственности украинского государства, созданного большевиками. Критикует ли он советскую власть?

Г.-Ж. Муллек: Несомненно, современная Украина в ее международно признанных границах — конструкция недавняя, которая во многом обязана территориальным приобретениям в составе СССР (1922 год — восток и юг; 1954 год — Крым).

Однако, если В.В. Путин критикует отдельные аспекты большевистской территориальной и национальной политики, продвигает некоторых «правых» мыслителей и выступает сторонником рыночной экономики, то он не может однозначно отвергнуть советское наследие. Причина проста: значительная часть населения и многие участники Специальной [Военной] операции испытывают приверженность — если не к коммунистической идеологии, то к результатам, достигнутым СССР, главным образом - Победе 1945 года.

На российской военной технике, так и у военнослужащих, сегодня можно увидеть самые разные знамена: современный российский флаг, знамя династии Романовых, советский флаг, знамя, водруженное над Рейхстагом, знамена войск времен Ивана Грозного, шеврон  башкирских добровольцев.

Ведущий: Многие европейские лидеры считают, что необходимо перевооружить Европу для отражения потенциального российского вторжения. Что вы думаете об идее перевооружения и о российской угрозе для Западной Европы?

Г.-Ж. Муллек: Вопрос важный, но сложный: должна ли Европа перевооружаться? Да, но не для отражения прямой российской угрозы, так как эта угроза иллюзорна. Проще говоря, русские танки не собираются спускаться по Елисейским полям.

Но отдельные европейские государства должны перевооружаться, чтобы их слышали в мире и чтобы они могли противостоять многообразному давлению извне, как показывает нынешний кризис вокруг Гренландии.

Сегодня противостояние происходит не между Востоком и Западом (СССР–США), а между формирующимися блоками, чья мощь зависит от экономики, численности населения и, разумеется, объема вооружений.

Европейские страны утратили свое место в мировой гонке вооружений по двум причинам:

- деградация государственности и небольшие оборонные бюджеты;

- политико‑административная неспособность ЕС выстроить эффективную и демократическую структуру для европейской армии.

Но крайне важно, чтобы перевооружение не стало:

- прикрытием для расширения полномочий брюссельского микрокосма, который уже пытается контролировать экспорт вооружений, особенно французских — вторых по объему в мире;

- способом замести недавние бюджетные ошибки под ковер с помощью «внеочередных расходов».

Кроме того, возникают ключевые политические вопросы:

- А есть ли у нас воины и кто они? Существует ли европейский патриотизм? За кого мы будем умирать? Какие вооружения покупать? Какие идеи поведут нас в бой? Является ли внутренний или внешний враг действительно реальным? Есть ли у нас политические деятели, способные осуществить такую грандиозную задачу?

Ведущий: Хочет ли Владимир Путин вернуть территории Российской империи или восстановить СССР?

Г.-Ж. Муллек: Отвечу кратко: нет, нет и нет. В. Путин стремится не к завоеванию, а к защите интересов России и русских, проживающих за ее пределами. Российская армия была введена в Украину в полном составе лишь в феврале 2022 года, тогда как Донбасс обстреливался Киевом с 2014‑го.

Цель Путина прежняя: восстановление единства трёх Русей — Белой, Малой и Великой.

Ведущий: Некоторые политики, например Бруно Лё Мэр, говорили о том, что российская экономика будет «разорвана в клочья». Что мы видим после четырех лет конфликта?

Г.-Ж. Муллек: Цифры говорят сами за себя.

Россия успешно преодолела санкции, увеличила военное производство, но вынуждена балансировать между инвестициями и инфляцией, что приводит к высоким кредитным ставкам, потенциально угрожающим экономическому росту. Текущее замедление связано скорее с корректировкой денежно‑кредитной политики, чем со структурными проблемами.

Ведущий: Некоторые наблюдатели говорят о неспособности России взять весь Донбасс. Какова стратегия Кремля?

Г.-Ж. Муллек: Сегодняшняя война - это война нового типа.

Чтобы выиграть войну, ее нельзя проиграть. Революция 1917 года остается в памяти российских руководителей: страна тогда была истощена и рухнула под тяжестью непомерных военных расходов. Сейчас делается все, чтобы избежать подобной ситуации. Военные действия носят избирательный характер и далеки от тотальных военных действий. Главное — минимизировать влияние войны на население: минимизировать потери, инфляцию, снабжение, [ухудшение] экономической ситуации.

Это не завоевательная война и не оккупация всей территории. Это операция, направленная на возвращение русских земель в состав России и, если возможно, направленная на политические изменения на остальной Украине: те самые «денацификация» и «демилитаризация». Русские не могут позволить себе «потерять» население массовыми бомбардировками территорий, не входящих в Конституцию России.

Отсюда заявление Путина от 2 декабря 2025 года:

«С Украиной мы действуем хирургически, осторожно. Это не война в современном смысле.

Если Европа решит внезапно начать войну против нас, очень быстро может наступить момент, когда нам уже не с кем будет вести переговоры».

Не стоит забывать и семейные, финансовые, экономические связи, которые продолжают связывать две страны и соответствующе влияют на ограничение чисто военного подхода.

 

Ведущий: Война и санкции привели к глубокому разрыву между Москвой и Западом. Каковы возможные траектории?

Г.-Ж. Муллек: Я бы говорил не о разрыве с Западом вообще, а только с Европейским союзом, а точнее — с некоторыми странами ЕС, включая Францию.

До кризиса вокруг Гренландии прогноз был бы крайне мрачным. Однако сегодня появляются признаки постепенного улучшения. Но и здесь Европа будет конкурировать с США: кто первым восстановит приемлемые, если не нормальные отношения с Москвой?

Ведущий: В новогоднем обращении к армии президент Макрон прямо дал понять, что Франция должна производить аналоги российских ракет «Орешник». Могли бы вы рассказать об этом ракетном комплексе?

Г.-Ж. Муллек: Кратко об «Орешнике»: это гиперзвуковая баллистическая ракета (Мах 10–12) средней дальности (500–5500 км), способная нести обычные или ядерные заряды либо быть «пустой», без заряда, как это было при ударах по военному авиазаводу во Львове. Ее кинетическая энергия достаточна для уничтожения цели без взрывчатки.

Похожий пример — «Кинжал» (дальностью 2000 км), запускаемый с самолетов.

Но ключевой вопрос касается других российских ракет — уникальных по сочетанию характеристик: баллистические, гиперзвуковые, многозарядные, планирующие и управляемые — такие, как «Авангард» или ракета с ядерным носителем «Буревестник», испытания которой уже показали дальность 14 000 км.

Поскольку в этой ракете боевые блоки планирующие и управляемые, то их траектория непредсказуема, что делает американскую ПРО, которая основана на расчете почти идеальной баллистической траектории, устаревшей.

Ведущий: А как обстоит дело с российским ядерным потенциалом, который многие считают угрозой для Западной Европы?

Г.-Ж. Муллек: Новая российская ядерная доктрина от 19 ноября 2024 года существенно меняет расстановку сил.

В доктрине критерий применения ядерного оружия перемещен с «угрозы существованию государства» на «критическую угрозу суверенитету».

Тем самым расширяются случаи возможного применения, в частности:

- массированные конвенциональные удары, создающие критическую угрозу суверенитету страны;

- широкомасштабные аэрокосмические атаки (дроны, крылатые ракеты, гиперзвук, воздушные налеты);

- действия государств, не обладающих ядерным оружием, но поддерживаемых ядерными державами, теперь рассматриваются как «совместные атаки».

При этом Беларусь названа государством‑союзником, находящимся под российским ядерным зонтиком.

Это свидетельствует о крупных изменениях в ядерной доктрине.

Я бы не сказал, что российский ядерный потенциал представляет угрозу сам по себе, поскольку известны рамки его применения.

Напротив, действия некоторых стран Западной Европы могут представлять опасность для региона, поскольку российская ядерная доктрина – опубликованный в печати документ, который следует принимать во внимание. Обычно, если русские говорят, то они это делают. Поэтому важно изучать опубликованные источники, готовиться к будущему и избегать бессодержательных воинственных заявлений.

Вернуться к списку новостей