На круглом столе представителей стран СНГ к 80-летию Победы, прошедшем в рамках XVII Форума творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ 18 сентября 2024 года в г.Уфе были подняты важные вопросы, касающиеся преодоления разногласий в отношении исторической памяти на территории постсоветского пространства и защиты этой памяти как ключевого элемента национальной стратегии. Ассоциированный профессор кафедры Медиакоммуникации Международного университета информационных технологий из г.Алматы, Казахстан Ляззат Тунгатарова подняла проблему фальсификации истории и необходимости правдивого освещения событий Великой Отечественной войны в школьных учебниках истории. «В последние годы весь советский период в истории Казахстана в школьных учебниках истории игнорировался. Игнорирование правдивой истории Второй мировой войны Западом началось более 15 лет назад. Идет агрессивная пропаганда других ценностей, нам надо усилить нашу контрпропаганду. Нужно возродить Бессмертный полк – это наша общая история.», - отметила Ляззат Исмагуловна. http://ano-cmp.ru/news/novosti-i-sobytiya_997.html
В этом отношении интерес представляет исследование «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках новых независимых государств»/Под ред. А.А.Данилова и А.В.Филиппова. – М., 2009. – 389 с., подготовленное на основе материалов социально значимых проектов, поддержанных грантами Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением Президента РФ № 192–РП от 14.04.2008 о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Авторы исследования выявили, частично перевели на русский язык и проанализировали 187 учебников и учебных пособий из 12 бывших союзных республик (за исключением Таджикистана и Туркмении).
Авторы исследования пришли к выводу, что во всех странах, кроме Белоруссии и частично Армении, преподавание общего с Россией периода истории строится на концепции русской оккупации и многовековой национально-освободительной борьбы титульного этноса. «Основным содержанием национальной истории в период нахождения в составе Российской империи и СССР оказывается национально-освободительная борьба»//Указ.соч. - С.7. В казахстанском школьном учебнике для 11 классов, говорится, что «борьба казахского народа против российского колониализма длилась долго, охватив вторую половину XVIII в. до 90-х годов XX в.»// Указ.соч. – С.8. В полной мере переписывание истории коснулось и Великой Отечественной войны. Особо на ниве ее фальсификации отличились страны Прибалтики, Украина, Грузия и Молдова https://clck.ru/3DnAmy.
Эти выводы подтверждаются материалами сборника «Россия в учебниках истории стран Ближнего и Постсоветского Востока, Китая: реферативный сборник» https://clck.ru/3DnBPA, представляющего россиецентричные рефераты учебников истории для средних и высших учебных заведений Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, а также Турции, Ирана, Израиля, Египта, Туниса и Китая. Сборник раскрывает, как исторические нарративы формируются под влиянием политических контекстов каждой страны. Наиболее подробно описывают участие народа во Второй мировой войне таджикские и узбекские учебники истории.
Нами проведены интервью с руководителями 5 национально-культурных общественных организаций, представляющих преимущественно республики Средней Азии и Закавказья. Результаты показали, что руководители национально-культурных общественных организаций Башкортостана, несмотря на негативное освещение нашей общей истории в национальных учебниках, положительно относятся к вопросу сохранения памяти об участии народов в Великой Отечественной войне и пропаганде подвигов воинов. Однако почти никто не проводит эту работу с молодежью своего народа, тем более не разговаривает с молодежью на тему СВО. Также была разработана Анкета «Память и наследие: вклад народа в Великую Победу» для опроса молодежи национально-культурных общественных организаций Республики Башкортостан и тест "Что Вы знаете об участии народов СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов?" для опроса студентов вузов и ссузов. Анкетирование и тестирование, в целом, прошли 71 человек. Результаты показали, что большинство молодых жителей Башкортостана не плохо ориентируются в событиях Великой Отечественной войны, хотя в уровне информированности различия есть https://forms.gle/74upCAxSB2zxJ1vf9. Знания о Великой Отечественной войне они получают из разных источников. В основном из школьного курса истории (86,2 %), из интернета (73,7%), художественных фильмов (71,1 %), от родных и близких (65,1%), из рассказов краеведов (38,8%), из радио- и телепрограмм (38,2%), из газет и журналов (37,5%), из рассказов сверстников (20,4%). Результаты теста показали, что основным источником знаний по истории является учебник. Однако, к сожалению, в школьных программах очень мало уделяется времени изучению истории Великой Отечественной войны. Среди тестируемых свыше 70% получают информацию о войне из художественных фильмов и интернета, более половины от родственников, которые в семейном кругу говорят об этой войне, передавая воспоминания из поколения в поколение. Это хороший показатель для молодежи нашего времени. Однако почти половина из тестированных (43,4%) не знают где воевали ближайшие родственники и в каких войсках. Знание об участии тех или иных республик в Великой Отечественной войне показало противоречивый характер – правильные ответы по разным республикам СССР дали от 5 до 60%, что говорит о не знании большинством респондентов этой информации. Представители среднеазиатских республик показали амбивалентные знания – представители старшего поколения владеют информацией об участии своих народов в Великой Отечественной войне, молодежь имеет очень слабое представление об этом периоде истории своего народа.
На основании изложенного можно сделать выводы:
- С годами изменилась система ценностей российского общества. Поэтому сегодня для современного исторического образования важно сохранить «классические» ценности, которые важны для воспитания граждан, уважающих свою страну. Молодёжи необходимо знать историю страны и своего региона, понимать значимость тех или иных событий, уметь анализировать ошибки прошлого, чтобы не допускать их в будущем.
- Переписывание истории и принижение значения роли СССР в Победе во Второй мировой войне в учебниках бывших республик СССР становится обычным делом. В учебниках истории многих бывших союзных республик превалирует информация, что регион оказался «вовлечён в эту ненужную ему войну», но тем не менее народ проявлял чудеса героизма и на фронте, и в тылу.
- Работа национально-культурных общественных организаций не предполагает конкретные мероприятия среди молодежи по пропаганде подвигов многонационального советского народа в борьбе с нацизмом.
- Студентов надо обучать уметь работать с источниками, анализировать, описывать, объяснять, сравнивать исторические версии и оценки, аргументировать свою точку зрения, уметь работать с различной информацией.
Защита исторической памяти о Великой Отечественной войне - ключевой элемент национальной стратегии России и одно из ключевых направлений патриотического воспитания молодежи.