Старое надо бы поберечь!
«... Старое надо бы поберечь!» Эти слова, произнесенные Императором Государства Российского Александром I, побывавшим в Уфе в 1824 г., как не странно, актуальны спустя, почти два века. Окинем взором одну из старейших улиц города – Большую Казанскую (ныне Октябрьской революции), которая еще сохраняет облик старого города. Уфа, из-за особенностей ландшафта прирастала слободами. Малую Репную – с начала восемнадцатого столетия стали называть улицей Казанской. Она стала одной из первых улиц города и получила свое название то ли от церкви во имя Казанской Божией Матери, то ли от направления основной дороги на Казань. Старая часть ее составляла территорию Кремля. Здесь был расположен административный центр города с воеводским домом, приказной избой, рентерией (хранение казны), городским правлением. Застраивалась она как частными домами, так и казенными. До пожара 1816 г. здесь оставались постройки женского монастыря.
Большая Казанская улица до XX в. являлась главной в инфраструктуре города. Много важных событий связывает ее с историей края. Здесь проживали многие известные и важные персоны. На пересечении с улицей Малой Ильинской (по проспекту Салавата) находится каменная постройка XVIII в. – дом горнопромышленника И.Е. Демидова. Именно здесь осенью 1774 г., прибывший с инспекционной поездкой, квартировал прославленный полководец А.В. Суворов. Дом стоит в приходе Спасской церкви, одного из замечательных архитектурных памятников города. Совершенно не типичный для уфимской застройки, но увы, с традиционной историей. Улица видела военные обозы, крестные ходы и проезжавшие в 1824 г. экипажи свиты Императора Александра I. Есть сведения, что он почтил горожан особым вниманием, распорядившись погасить выданные погорельцам 1816–1821 гг. кредиты, а еще передал 10 тысяч рублей для укладки дамб, в том числе и по Большой Казанской. Их срыли, когда прокладывали проспект Салавата Юлаева. Здесь же, неподалеку, стоял дом Ребелинских – предки которых три столетия собирали приметы старины и писали историю города Уфы.
Размещались здесь и многочисленные охранные организации: управление городской полиции, со справочной службой и адресным столом, сыскное отделение, две пожарных команды. Особый статус придавали государственные учреждения: Контрольная палата, Управление государственных имуществ, Межевая губернская комиссия, Комитет по землеустройству. Открывались банки, страховые общества, попечительские и благотворительные комитеты. На рубеже XIX–XX вв. одним из заметных объектов экономической жизни стал чугунно литейный завод И.И. Гутмана – самый крупный из уфимских металлообрабатывающих заводов.
Энергичное изменение как г о р ода, так и края обеспечивали торговые центры – Нижняя торговая площадь, одна из первых в городе и Верхняя торговая площадь, в которую вливалась улица и завершала ее вид. О поступательном экономическом развитии губернии можно было судить по расширению банковской сети и развитию кредитной системы. Три банка отметили своим присутствием старую улицу: частные – отделение Волжско-Камского банка и Банк Общества взаимного кредита. Здесь же, до конца 1890-х гг. размещалось Уфимское отделение Государственного банка.
В Уфе, помимо гимназий, в 1912 г. существовало около десятка различных типов начальных школ. Среди которых было 15 городских приходских училищ. Одно из них – Кузнецовское –находилось в доме 51 на Большой Казанской улице (корпус БГПУ). Большой популярностью пользовалось среднее учебное заведение – Уфимское землемерное училище, в двухэтажном доме Чижова (башфак БГПУ). Здесь готовили землеустроителей, техников-таксаторов. Перечень медицинских учреждений, размещавшихся по улице также разнообразен – более десятка практикующих врачей и аптеки. Прием вели терапевты широкого профиля. Лечили и распознавали внутренние болезни, ушные, горловые, детские, а также венерические, алкоголизм и нервные болезни. Можно было выбрать услуги зубных врачей. Большим доверием пользовались профессиональные акушерки и родильный приют. Первая аптека открылась в 1787 г.; казенная двадцатью годами позже. К 1908 г. в городе насчитывалось 12 аптек и три из них – на Большой Казанской. В 1860-х гг. на этой улице появилось одно из первых фотоателье - Петровой. На перекрестке с улицей Телеграфной (Цюрупа) располагалось сразу две фотоателье: И.К. Волкова и О.Ф. Герман.
Пользовались большой популярностью общественная библиотека «Восточная Лира» и электротеатр «Вулкан». В доме №3 по Большой Казанской проживали купцы, меценаты и просто благодетели города Уфы – Блохины. В собственной типографии они издавали книги, газеты и прочую печатную продукцию. «Если верить старожилам, пишет летописец Уфы М. Сомов, – эта улица избиралась главным местом для прогулок». «Хотя не отличается она от прочих ни красивыми и большими зданиями, ни шириной или прямизной своего направления, но несмотря на это, ее предпочитают другим улицам…». «Еще сохранилась память о том, что зимой на Масленицу именно по широкой Большой Казанской, устраивали катанье на лошадях кругом торговой площади и обратно».
Все это было... Вот и на месте современной Спасской церкви с XVII века существовала деревянная церковь Благовещения Божией Матери. После Пугачевской смуты в Уфу стали приносить из Елабуги чудотворный образ Спаса Нерукотворного. Во время крестного хода по Большой Казанской улице в Смоленский собор молящиеся с чудотворной иконой вдруг встали, и молящиеся, несмотря на все усилия, не могли сдвинуть икону с места, пока не дали обет воздвигнуть рядом с Благовещенским храм, посвященный этой иконе. После молитвенного обещания икона последовала дальше. Спасская холодная церковь, как парная к теплой Благовещенской и была построена по обету в 1779 г. Известно, что в 1777 г. настоятелем церкви был Иоаким Семенов. При великом пожаре Уфы 1 июля 1821 г. обе деревянные церкви (Благовещенская и Спасская) сгорели. А 30 мая 1824 г. старанием священника Иоанна Григорьевича Несмелова и благочестивых прихожан на этом месте был заложен новый каменный храм. Кроме главного Спасского, храм имел два боковых престола: в честь святителя Николая и в честь Рождества Христова (последний – в память сгоревшего в 1816 г. Рождественского монастыря, что был ниже по Большой Казанской улице).
По мысли отца Иоанна Григорьевича Несмелова, Спасская церковь строилась по подобию знаменитого Казанского собора в Санкт Петербурге: в стиле классицизма и в честь победы российского воинства над иноземными захватчиками в 1812 г. Отличие уфимского храма от петербургского состояло в том, что в Уфе на завершениях обеих дугообразных колоннад, выходивших на красную линию улицы, были воздвигнуты две симметричные колокольни. В первом ярусе одной из них была устроена часовня, в другой – сторожка. Основное пространство храма занимала большая трапезная (зимой становившаяся главной) и несколько укороченная летняя храмовая часть, представлявшая квадратный в плане четверик. На нём возвышался подкупольный барабан с 12-ю арочными окнами, высокими и зауженными.
Строительство велось на пожертвования прихожан и растянулось на 21 год из-за недостаточности средств. В её строительстве принимали участие священник Иоанн Несмелов, губернский прокурор Г. Горбовский, купчиха Ирина Ивановна Бекетова. Было собрано 32224 рубля. В 1829 г. освятили придел в честь святителя Николая, 1 сентября 1844 г.– главный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя, а еще через год – придел в честь Рождества Христова. Фасад украшала колоннада из 36 колонн с двумя колокольнями по краям. Семь колоколов для церкви были отлиты в Вятской губернии братьями Бакулевыми. В церкви имелись стенные росписи. В 1850-е гг. был устроен новый иконостас; всего же иконостасов было (по числу престолов) три. Часть икон написана в Троице-Сергиевой Лавре под руководством художника Малышевского. В 1885 г. иконостас вновь заменили. Роспись стен и сводов передней части храма осуществлена в 1892 г. Всё пространство внутренних стен храма было расписано. Роспись купола состояла из изображений в рост между окнами 12-ти апостолов. Иконостас был трехъярусным, богато украшенным резьбой и колоннами, весь вызолоченный по полименту. Иконы были написаны в Москве в древнегреческом стиле. Среди наиболее ценных икон Спасской церкви был богато изукрашенный образ Тихвинской иконы Богородицы. ; Первоначально этот образ был домашним и был пожертвован по видению во сне девицы-сироты.
В 1898 г. церковь ремонтировалась. Среди лиц, сделавших пожертвования на этот ремонт, упоминаются Ф.Г. Чижов, Г.А. Деев, В.И. Видинееев, Н.К. Блохин, А.А. Скрипов и другие. В 1907 г. в храме появилось электрическое освещение. Из церковных старост документы сохранили имя купца Любимова, исполнявшего эти обязанности 9 лет. Церковь стала одной из градообразующих архитектурных доминант Уфы. Наряду с Воскресенским собором и Александровской церковью – лучшим произведением классического стиля в Уфе. Это была единственная двуколоколенная церковь в городе и уезде. Не будучи самой главной, но располагаясь вблизи её географического центра, несколько десятилетий Спасская церковь имела территориально самый большой в городе приход – почти весь городской центр до западной окраины. Можно очертить его географию. Это квартальная застройка по Большой Казанской до Малой Ильинской (Пр. Салавата; вверх до Центральной (Ленина), до Пушкинской. Пушкинская от Спасской (Ново-Мостовой) до ул. Александровской (К. Маркса).
Значительная часть архива Спасской церкви сохранилась и находится в Национальном архиве Республики Башкортостан. Среди них опись имущества церкви, приходно-расходные книги, книги добровольных пожертвований, книги братских доходов, клировые ведомости («именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания» с 1821 по 1916 гг.), брачные документы. Они еще называются обыскными или публикациями. Сохранилась книга поминаний прихожан, записанных на вечное поминовение. Отдельный фонд И-294 представляют метрические книги прихожан. В архиве Кировской области в комплексе церковной документации Уфимского уезда сохранились часть метрических книг за 1776-1777 гг. Материалы церковной статистики: ведомости, в которых указаны имена и фамилии священников и прихожан, бывших у исповеди, датируются 1879-1907 гг. К этой же категории дел относятся исповедальные ведомости или духовные росписи. Их насчитывается восемь томов. Они имеют большую полноту описаний и датируются 1820-1925 гг. Документация XVIII в. сгорела во время пожара 1816 г.
Подобные документы по Уфимской епархии сохранились в единичном количестве. Они дают информацию о численности, половозрастном и социальном составе населения прихода, за небольшим исключением целого столетия. Фиксируют лиц обоего пола в отличие от метрических книг до 30-х гг. XIX в. (где, как правило, не указано имя матери). Охватывают лиц разного возраста, в том числе и годовалых младенцев. Исповедные ведомости составлялись погодно и позволяют проследить изменение родственной и поколенной структуры, и состав населения. В них даны исчерпывающие сведения о духовных служителях, их происхождении, образовании, службе, наградах, семейном положении. В 1777 г. священником храма был Иоаким Семенов. В начале XIX в. настоятелем храма был Григорий Андреев. Наиболее известными из настоятелей Спасской церкви были Иоанн Григорьевич Несмелов (1823 1859), Владимир Терентьвич Аманацкий (десять лет), Николай Павлович Левитский (1872-1876), Николай П. Геллертов (1888-1897), Михаил Афанасьевич Шестаков (1898-1919), Николай Георгиевич Алексеев (1923 1924), Дмитрий Разумов (1924-1928). Есть упоминания о внештатном или младшем священнике Ипполите Никитовиче Подбельском, встречается фамилия Николая Соколова, Якова Цервицкого, Петра Прокофьева, Тихановского, Георгиевского. В приходе проживала вдова священника Фраганского, возможно он в какой-то период имел отношение к храму.
Мы находим массу интересных сведений о народонаселении этого района Уфы. Подворная опись всех бывавших на службе: статских, военных, дворян, купцов, мещан, крестьян, дворовых, квартирантов, постояльцев, крестьян близлежащих деревень, которые были приписаны к приходу вместе с их помещиками. На рубеже веков приход стал более разнородным. В храм приходили люди из разных концов города, примерно, как и сейчас. Количество исповедовавшихся и причащавшихся в разные годы различна, от 200 до 2500 человек. В первой половине девятнадцатого столетия на службе в Спасской церкви стояли все первые лица губернии, хотя бы потому, что дом губернатора находился в приходе на ул. Голубиной (Пушкина).
Чтение этих росписей чрезвычайно захватывающее действие. Перед глазами проходит список губернаторов: Иосиф Львович Дебу, Матвей Андреевич Навзоров, при котором сгорел город, Авксентий Павлович Гевлич, Иван Дмитриевич Талызин. Статские, военные, купеческие фамилии, городские головы, банкиры, очень известные в свое время люди: Першины, Большаковы, Блохины, Деевы, Нестеровы, Скриповы, Чижовы, Кадкины, Поповы, Коротковы, Кожевниковы, Полетаевы (мещане), Подъячевы, Мамины, Гирбасовы, Глазырины, Хасабовы, Пенно, Уткины, Колотовы, Девятияровы, Эварестовы, Веригины, Куроедовы, Нагаткины, Топорнины, Мисайловы, Ушковы, Комаровы. Врачи, землемеры, аптекари, банкиры, люди, имевшие большое значение для развития края. Духовные росписи, а именно так называется этот источник, позволяют представить и проследить не только историю прихода, но и историю каждой семьи уфимской семьи, приписанной к нему.
Можно проследить жизнь семьи присяжного поверенного Азария Александровича Итина – отца известного писателя и фантаста Вивиана Итина. Назначения и з в е с тных чиновников. Землемерные начальники все снимали квартиры в домах Чижовых и можно узнать состав их семьи. До какого года в доме Чижовых находилось Отделение Государственного банка тоже можно без сомнений заключить по количеству и составу приходивших к причастию сотрудников. Михаила Васильевича Нестерова крестили в этом храме. И, несмотря на то, что постоянно в родительском доме не проживал, он в 27 лет вместе со своей сестрой Александрой (31 г.) записан в исповедные ведомости Спасского храма. Художник Порфирий Лебедев, проживая в Уфе, снимал квартиру в доме Блохина и мы можем узнать состав его семьи. Для истории Уфы и его народонаселения – исповедальные ведомости Спасского храма имеют непреходящее значение.
После революции и Гражданской войны Спасский храм остается действующим и даже имеет коллегиальный совещательный орган из прихожан. Постановлением Президиума ЦИК БАССР от 29 декабря 1929 г. Спасская церковь была закрыта. Вскоре были уничтожены двойная колоннада и обе колокольни, разрушен храмовый барабан с 12-ю арочными окнами и куполом, стенные росписи были закрашены и забелены, в церкви устроено общежитие. Приблизительно в 1944 году в овраг сползла полукруглая алтарная апсида. Здание храма было приспособлено сначала под общежитие техникума, потом в нем находилось управление кинофикации БАССР.
3 марта 1992 г. Распоряжением Совета Министров БАССР Спасская церковь включена в перечень зданий-памятников и передана на баланс Министерства культуры БАССР, так как в 1980-х гг там размещались их реставрационные мастерские. В 2004 г. Спасский храм был возвращен Уфимской епархии. С 24 октября 2004 г. в уцелевшей части храма по воскресным вечерам стали регулярно совершаться молебны с акафистом перед иконой Спаса Нерукотворного. 29 августа 2005 г. состоялась первая, после 76 лет со дня закрытия, Божественная Литургия.
В 2019 г. во время ремонта открылись фрески храма, считавшиеся утраченными. Росписи посвящены темам «Соществия Святого Духа на учеников» и «Входа Господня в Иерусалим». Большая часть их расчищена и требует дальнейшего восстановления и консервации.
А также системное решение необходимо для сохранения историко-культурного наследия старейшей улицы Уфы.
Текст публикации и презентация, размещенная в приложении, подготовлены к.и.н., заведующей отделом истории края Национального музея Республики Башкортостан, Верой Николаевной Макаровой.