Присоединяйтесь

Александр Васильевич Колчак. Мечты о Севере. О находке в Научной библиотеке УФИЦ РАН. К 150-летию со дня рождения.

Александр Васильевич Колчак. Мечты о Севере.

О находке в Научной библиотеке УФИЦ РАН.

 К 150-летию со дня рождения.

Александр Колчак родился 4 ноября 1874 года под Петербургом в семье офицера морской артиллерии. С военно-морским делом были связаны еще несколько родственников, и семейная традиция была продолжена — в 14 лет Александр после трех классов классической гимназии отправился учиться в Морской кадетский корпус.

В 1892 году Александр Васильевич получил чин младшего унтер-офицера. Вскоре стал фельдфебелем. После выпускного учебного года и очередного плавания Колчак начал сдавать экзамены. Единственный на своём курсе кто правильно ответил на все вопросы по морскому делу.

После выпуска в 1894 году его произвели в мичманы. «Моим всегдашним желанием было снарядить экспедицию для продолжения работ в Южном Ледовитом океане, начатых нашими знаменитыми исследователями адмиралами Беллинсгаузеном и Лазаревым», — писал Колчак в автобиографии.

Александр Колчак в 1895 году увлёкся океанографией. Он хотел исследовать дальние моря и Южный полюс. После училища его определили на крейсер, державший путь на Дальний Восток. Вскоре перевели на клипер, который посетил корейский порт, а затем отправился в Нагасаки. Здесь молодой мичман продолжил исследования, получив вскоре повышение до лейтенанта.

После возвращения в Кронштадт Колчак опубликовал первую научную статью, в которой отразил свои наблюдения за морскими водами. В 1899 году ему предложили стать участником полярной экспедиции, организованной Императорской Академией наук. После подготовки летом 1900 года команда отправилась в путь на шхуне «Заря».

В те годы готовилось путешествие в Арктику на новейшем ледоколе «Ермак» под руководством вице-адмирала Степана Макарова. «Я просил взять меня с собой, но по служебным обстоятельствам он (Макаров) не мог этого сделать, и "Ермак" ушел без меня. Тогда я решил снова идти на Дальний Восток, полагая, что, может быть, мне удастся попасть в какую-нибудь экспедицию, — меня очень интересовала северная часть Тихого океана в гидрологическом отношении», — вспоминал Колчак.

В 1900 году Русская полярная экспедиция на шхуне «Заря» идет по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова. Участники планируют исследовать части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов, а также найти таинственную Землю Санникова.

Он серьезно готовился - слушал курсы в Геофизической и Павловской магнитной обсерваториях под Петербургом, ездил в Норвегию, чтобы пройти обучение у Фритьофа Нансена.

Экспедиция пробудет в Арктике около двух лет. Это было сложное и рискованное предприятие. «Заря» на пути к Таймыру, порой, с трудом пробиралась во льдах.

Остров в Таймырском заливе, открытый Русской полярной экспедицией в 1901 году, получит имя Колчака — с такой инициативой выступит барон Толль, очень довольный работой своего молодого помощника и коллеги. В донесении Академии наук барон отмечал, что лейтенант-исследователь «не только лучший офицер, но он также любовно предан своей гидрологии».

Когда запасы продовольствия стали подходить к концу, Толль решил отправить нескольких участников, в том числе Колчака, в Петербург с полученными образцами, а сам с небольшой группой направился к острову Беннета. Барон не оставлял мечту найти Землю Санникова. Предполагалось, что за ним вернутся позже.

Благодаря собранным Колчаком данным в скором времени была составлена карта берегов Таймыра. Но материалов было столько, что изучать их предстояло еще долго.

Колчак благополучно прибыл в столицу, сделал доклад, а затем предложил Академии наук организовать операцию по спасению барона Толля, от которого давно не было вестей. План спасательной экспедиции Колчак разработал сам, прекрасно понимая все риски.

«Предприятие это было такого же порядка, как и предприятие Толля, но другого выхода не было, по моему убеждению, - писал он в автобиографии. -  Когда я предложил этот план, мои спутники отнеслись к нему чрезвычайно скептически и говорили, что это какое-то безумие, как и шаг барона Толля. Но когда я предложил самому взяться за выполнение этого предприятия, то Академия наук дала мне средства и согласилась предоставить мне возможность выполнить этот план так, как я нахожу это нужным».

Карьера Колчака-полярника ненадолго прервалась в 1904 году: узнав о начале Русско-японской войны, он попросил о переводе из Академии наук в Морское ведомство и собрался в Порт-Артур. Во время военных действий Колчак был отмечен несколькими наградами «за храбрость», но попал в госпиталь - получил ранение. К тому же у него проявился суставный ревматизм - «наследство» полярных зимовок. После лечения опять возобновилась научная деятельность: Колчак начал обработку материалов, собранных во время полярных экспедиций. Данных было столько, что их в течение следующих пяти лет изучала специально созданная комиссия Академии наук.

В это же время Колчак пишет, а в 1909 году публикует свой самый фундаментальный труд - монографию «Лед Карского и Сибирского морей». Это исследование, написанное на основе наблюдений, проведенных на «Заре», стало классикой, а сам Колчак – основоположником учения о морских льдах и их движении. Он выдвинул гипотезу о глобальном перемещении льдов в Северном Ледовитом океане, и через полвека она подтвердилась на практике.

Наука и военно-морское дело были двумя призваниями Колчака.

Он преуспевал и в том, и в другом — нарабатывал авторитет как ученый   выступал как военный эксперт в Госдуме, предлагая свои варианты возрождения и развития русского флота. Однако отказаться от участия в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) Колчак не смог: он с первых полярных плаваний думал об открытии Северного морского пути, а эта экспедиция ставила целью как раз исследование возможности прохода из Атлантического океана в Тихий океан.

Основным руководителем ГЭСЛО был гидрограф, геодезист, арктический исследователь Борис Вилькицкий. Колчак также стал одним из руководителей, а кроме этого, он отвечал за подготовку экспедиции и уделил большое внимание кораблям, на которых предстояло отправиться в Арктику. Здесь пригодился весь накопленный прежде опыт: Колчак знал недостатки существовавших судов и предложил усовершенствовать ледоколы. Новая конструкция предполагала раздавливание льда, для чего использовался вес самих кораблей, к тому же стальных, а не деревянных. Вскоре именно эта идея ляжет в основу строительства нового российского ледокольного флота.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана вышла из Петербурга осенью 1909 года на двух построенных под непосредственным контролем Александра Колчака судах - «Таймыре» и «Вайгаче». Во время первого этапа полярникам ставились задачи по исследованию района Берингова пролива, а основные наблюдения проводились на мысе Дежнева. Выполнив их, экспедиция вернулась во Владивосток.

После зимовки планировалось продолжение работ, но Колчака вызвали на службу в Морской генштаб. С одной стороны, это было разочарование — в подготовку ГЭСЛО полярник вложил немало сил. С другой - программа развития российского флота, которую продвигал Колчак, получила поддержку на высшем уровне, и перед ним как военным открывались новые горизонты работы.

Колчак вернулся в Петербург, а участники экспедиции на «Таймыре» и «Вайгаче» продолжили изучение северных территорий и в 1913 году открыли архипелаг «Земля Императора Николая II» (сейчас - Северная Земля). С тех пор, открытий подобного масштаба, в мире не было.

Имя на карте истории

Дальнейшая жизнь Колчака будет далека от исследований арктических земель. Почти через 10 лет, в 1919 году, он уже в статусе Верховного правителя России, понимая значимость Арктики для развития страны, создаст специальный Комитет Северного морского пути.

По некоторым данным, Колчаку также принадлежит идея создания Сибирского геологического комитета — организации, которая отправит на Таймыр экспедицию Николая Урванцева, во время которой будут открыты Норильские медно-никелевые месторождения. Хотя, ясности с этой экспедицией мало – однако финансирование правительством Колчака закладывалось.

В советское время имя Колчака практически исчезло из истории военно-морского дела, арктических исследований, с карт.

В 1939 году остров Колчака, открытый экспедицией Толля, был переименован в остров Расторгуева, и первоначальное название вернулось только в 2005-м. Постепенно открываются и истинные исторические факты о личности Александра Колчака - не только белого адмирала, но и талантливого полярного исследователя.

Руководитель экспедиции барон Э.В. Толль назвал именем А.В. Колчака открытый ими остров и мыс в том же районе. Под таким названием они значились до 1939 года и на советских картах.

За участие в Русской полярной экспедиции барона Э.В. Толля и за путешествие на остров Беннета Русское географическое общество в 1906 году наградило А.В. Колчака – Большой Константиновской медалью.

В 1951 году при создании Башкирского филиала Академии Наук была организована и Научная библиотека УФИЦ РАН. С комплектованием фонда помогли многие библиотеки. В первую очередь системы Академии Наук. В составе ее хранения обнаружился выпуск «Записок Российской Императорской Академии Наук по физико-математическому отделению» XXVI № 1 с монографией Александра Васильевича Колчака «Лед Карского и Сибирского морей», с автографом. На титульном листе дарственная надпись автора: «Многоуважаемому Андрею Андреевичу Достоевскому – автор». На обложке карандашом написан библиотечный шифр. Именно этот экземпляр попал в обменный фонд и, в конце концов, оказался у нас в Уфе. Штемпеля библиотеки на экземпляре нет.

Адресат – Андрей Андреевич Достоевский (1863-1933) ученый географ. Племянник Ф.М. Достоевского. С 1903 г. – секретарь Русского географического общества, руководил организацией многих научных экспедиций и заведовал хозяйством общества. Как секретарь с 1903 по 1913 год редактировал «Известия Общества», с 1925 года – секретарь Русского географического общества. С 1925 года Андрей Андреевич ученый – хранитель Пушкинского Дома Академии наук СССР. В 1930-ом был арестован по Академическому делу и только благодаря вмешательству А.В. Луначарского и М.И. Калинина – был отпущен на свободу. Дальше он работал в Гидрологическом институте, но здоровье было подорвано. В 1933 году он умирает. Большая часть его жизни прошла в городе на Неве и связана с Академией наук. Именно поэтому можно предположить, что издание с автографом А.В. Колчака попало в Уфу из библиотек Ленинграда. Вернее всего - из БАН СССР.

Хотя основная задача второй экспедиции не была выполнена, путешественники не были найдены, но нашлись записи участников похода, отчет на имя президента Императорской Академии наук с описанием острова, геологичеких коллекции и записка об уходе, из которой следовало, что Толль покинул остров с запасом провизии на 14-20 дней. Также были проведены дополнительные исследования.

Это был очень рискованный поход. Ученые того времени оценили научные успехи Александра Васильевича. Он был принят в действительные члены Русского географического общества, где в то время работал Андрей Андреевич Достоевский.

П.П. Семенов-Тян-Шанский оценивал экспедицию Колчака «как важный географический подвиг».

Подробнее с материалами можно в экспозиции по истории Гражданской войны в Национального музея Республики Башкортостан.

Текст публикации и презентация, размещенная в приложении, подготовлены к.и.н., заведующей отделом истории края Национального музея Республики Башкортостан Верой Николаевной Макаровой.

Вернуться к списку новостей