Присоединяйтесь

Выступление Руководителя Русского историко-культурного центра «Красный Яр» - филиала Дома дружбы народов Республики Башкортостан Фаргановой В.А. на круглом столе "Жить вместе в иммиграционном обществе: учиться из истории"

Выступление

Руководителя Русского историко-культурного центра «Красный Яр» - филиала Дома дружбы народов Республики Башкортостан Фаргановой В.А. на круглом столе "Жить вместе в иммиграционном обществе: учиться из истории"(Zusammenleben in der Einwanderungsgesellschaft: aus der Geschichte lernen)

г.Юберлинген, земля Баден-Вюртемберг ФРГ

25 октября 2019 года

Откуда в Башкирии немцы

Все началось несколько веков назад, во времена правления Екатерины II. Она издала манифест, который позволял эмигрантам из Европы селиться на территории Российской Империи. Этой возможностью воспользовались многие немцы. Первая волна миграции того времени была направлена в районы Поволжья.

Что касается самой республики Башкортостан, то с 1769 по 1851 год территория Республики Башкортостан входила вновь созданную Оренбургскую губернию. Именно в этот период был издан документ, подтверждающий наличие немецких переселенцев на этой территории. В городах Уфимский губернии по переписи 1897 г. было 1082 человека, что составило 0.05 % ко всему населению.

Столыпинская аграрная реформа спровоцировала переселение немцев из нынешней Украины на территорию современного Благоварского района. Эта реформа и ассимиляция увеличили число немцев в Башкирии почти до четырех тысяч, а по переписи 1926 года их было уже 6448 человек.

В Башкирии первый поток немецких переселенцев основал многочисленные хутора и поселки вдоль Самаро-Златоустовской железной дороги в центральной Башкирии, в окружении русских, реже башкирских и татарских сел. Проживая в иноэтничном окружении, немцы сохраняли самобытность в материальной и духовной культуре; в процессе адаптации к местным условиям, создали эффективное сельское хозяйство.  В отличие от других народов, немцы прибыли на новые места со значительным капиталом. Традиционное немецкое трудолюбие, высокая культура земледелия обеспечили сравнительно быстрое становление хозяйств переселенцев. Немцы поселялись на арендованных у местного населения или купленных в рассрочку через Крестьянский поземельный банк землях.

Большинство из немцев, осевших в сельской местности, являются потомками немцев-переселенцев, прибывших в XIX - начале XX вв. с Украины. Так, компактная группа немцев - выходцев из д. Пришиб, располагавшейся на р. Молочной на Украине, образовала небольшое поселение с таким же наименованием в Уфимской губернии (ныне Благоварский районе Башкортостана). Большинство немецких поселенцев на р. Молочной происходило из западной части Германии (Гессен, Пфальц, Баден, Дурлах, Вюртемберг, Северный Эльзас), где господствовал верхненемецкий диалект. 

История с. Пришиб и окрестных деревень берет начало с 1903 года. Здесь в Базилевской волости осели немцы, переселенцы - собственники на землях, купленных у помещика Николая Базилевского, 1906 г. были созданы 11 колоний. Каждая колония образовала отдельное сельское общество. Как и местные крестьяне, переселенцы содержали крупный рогатый скот, лошадей, овец и свиней. Село Пришиб стало административным центром всех немецких колоний.

         В 1914 г., с началом Первой мировой войны большинство немецких крестьян было мобилизовано на фронт. В 1916г.немцы были сняты с Восточного фронта и отправлены на русско-турецкий фронт, в Закавказье. После окончания войны большинство немцев вернулись и продолжали заниматься крестьянским хозяйством.

В годы ВОВ судьба немцев оказалась сложной, во многом драматичной. В 1942 г. в связи с ликвидацией Республики немцев Поволжья (в 1941 г.) произошла депортация немцев в БАССР. На территории Немецкого сельсовета был введен комендантский режим. При необходимости выезда (например, в Чишмы, Уфу) немцы должны были отметиться и указать время возвращения. Трудоспособное население, даже женщины, имеющие несовершеннолетних детей, были мобилизованы в трудовые армии и направлены в различные районы страны. Погибшим воинам в селе Пришиб установлен памятник и разбит парк.

В послевоенные годы хозяйство постепенно укреплялось. Строились хозяйственные объекты, зерновые склады, животноводческие помещения. Жители маленьких деревень были переселены в центральную усадьбу - Пришиб, где для переселенцев были распланированы улицы, проведены электричество и газ. В территории сельского совета образовались 4 крупных населенных пункта: Алексеевка, Викторовка, Новоникольское и Пришиб.

В селе Пришиб и городах Уфа, Стерлитамак, Октябрьский функционируют евангелические и католические общины. Среди немцев в Башкирии преобладают лютеране (протестантское течение) и католики. Евангелическо – лютеранский приход в г. Уфе был образован незадолго до начала Первой мировой войны в ноябре 1910 года. Его прихожанами являлись обрусевшие выходцы из Германии и Прибалтики, поэтому богослужение велось на трех языках: немецком, латышском и эстонском. В январе 1910 года была построена кирха в г. Уфе - одноэтажное кирпичное здание, с железной крышей. Здание бывшей кирхи сохранилось до наших дней. В последние годы  здание было сильно перестроено и возвращено лютеранской общине г.Уфы. Он является центром притяжения для уфимских немцев.

В 1996 году вс. Алексеевка была установлена типовая церковь-часовня – Приход успения Девы Марии Римско-католической церкви. Часовня является даром немецких католиков. 

В с. Пришиб муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан работает немецкий историко-культурный центр «Алексеевский», который был открыт 23 января 1998 года и является филиалом государственного учреждения Дом дружбы народов РБ. Он является административным и духовно-культурным центром немцев региона. Основной задачей центра является сохранение, изучение и развитие немецкой культуры, традиций и обрядов.

В селе Пришиб совместно с историко-культурным центром проводятся национальные праздники: «Ostern» - Пасха, «Laternenfest» - День Святого Мартина, «Erntedankfest» - День благодарения за урожай, День памяти жертв политических репрессий, «Weihnachten» – Рождество, «Fasching-Fastnacht-Karneval» - немецкий народный праздник ожидания весны, День Святого Николауса, «Mutterstag» - День матери, и другие.
Более 50 лет при немецком ИКЦ  существует фольклорный коллектив «Фольксланг». В 2008 году ансамбль побывал в Германии. 

30 лет на территории Республики Башкортостан действует общественная организация «Культурно-просветительский союз немцев Республики Башкортостан «Видергебурт». Проблемы сохранения традиций, культуры и родного языка немцев Башкортостана постоянно находились и находятся в центре внимания Союза немцев Республики Башкортостан. С самого создания общественная организация немцев основной свой задачей считала развитие у граждан немецкой национальности Республики Башкортостан национального самосознания, воспитание уважительного отношения к народам, среди которых они проживают, у немцев республики появилась реальная возможность для проведения многоплановых мероприятий, связанных с возрождением обычаев и традиций родного народа.

Большинство ученных, исследовавших немецкий диалект в Благоварском районе Башкортостана, считают, что он принадлежит к группе верхненемецких диалектов алеманской и южнофранкской групп, но по их мнению, к какому именно диалекту объяснись трудно. Языковая ситуация в селах, где компактно проживают немцы, за последние десятилетие сильно изменилась. Раньше здесь общались исключительно на местном диалекте немецкого языка. Среди людей старшего поколения встречаются женщины, которые до сих пор практически не говорят на русском языке. Дети дошкольного возраста говорят на том же языке что и родители, и только при переходе в школу уже начинают непосредственное изучение русского языка. В семьях, где говорят исключительно на немецком диалекте, дети порой совершенно не знают русскую речь. Но зачастую это редкость, из-за смешенных семей все большее количество детей считает свой родной язык русским. Сами же жители Благоварского района разделяет свой язык на католический и протестантский. Особенности каждого проявляются в процессе коммуникации, хотя по сути особых границ между диалектами не существует. Различия наблюдаются лишь в произношении некоторых гласных звуков и так же на уровне лексики. Очень малый процент немцев, проживающих на территории Башкортостана, признают немецкий как свой родной язык. Парадоксален тот факт, что люди, владеющие диалектом, с трудом овладевают литературным немецким языком. В немецких селах Башкортостана сложилась такая ситуация: если обратится к сельскому жителю на диалекте, то он ответит тебе на диалекте, если же обратится на русском, то и ответ последует на русском языке.

Наши дни

С 1984 года немцы стали постепенно уезжать, сначала это были единицы, но в 90-х отток увеличился. Сейчас в немецких деревнях возле Пришиба  уже не так много собственно немцев, а из Алексеевского совета Уфимского района уехала треть немецкого населения. Большинство из оставшихся немцев проживают в Уфе, Октябрьском, Стерлитамаке, Благоварском, Давлекановском и Туймазинском районах.

Вернуться к списку новостей