Молодёжи необходимо знать историю страны и своего региона
Переписывание истории и принижение значения роли СССР в Победе во Второй мировой войне западными идеологами и политиками становятся сегодня обычным делом. Сохранение исторической памяти о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне является сегодня одной из актуальных задач в России.
«У нас не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», – подчеркнул недавно Президент Российской Федерации В.В. Путин. Память о Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является краеугольным камнем нашего общественного сознания и объединяющим фактором для людей независимо от их национальной принадлежности или политических воззрений. Поэтому и неслучайны сейчас попытки «переосмыслить» историю Второй мировой войны таким образом, чтобы выставить нашу страну виновником войны.
Патриотическое воспитание молодёжи вышло сегодня на первый план. Молодёжи необходимо знать историю страны и своего региона, понимать значимость тех или иных событий, уметь анализировать ошибки прошлого, чтобы не допускать их в будущем.
У сегодняшних подростков нет возможности тесного общения с живыми героями Великой Отечественной войны в силу их возраста, школьники меньше смотрят фильмы о войне, а из-за естественного отдаления событий Великой Отечественной войны строить на ней платформу для патриотического воспитания молодежи становится все труднее. Изменение школьной программы, уменьшение количества часов на изучение истории Великой Отечественной войны, фальсификация истории проводят к тому, что большая часть подростков плохо знает историю своего Отечества. Это подтверждают и исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В частности, по результатам опроса, проведенного 22.06.2022 г., молодежь 18-34 лет правильно называет дату Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года всего лишь в 48% случаях, совершают традиционные поминальные действия в этот день: вспоминают родственников, чтут память погибших среди 18-24 летних — только 4%. В то же время знают подробности участия своих родственников в Великой Отечественной войне 40% россиян — из семейных архивов, рассказов близких. Показатель достаточно высокий и у молодежи 18-24 лет — 31%, то есть преемственность памяти о войне внутри семьи сохраняется.// https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/22-ijunja-znaem-pomnim-skorbim
Проведённое Автономной некоммерческой организацией по развитию общественно-культурных инициатив «Центр межкультурного партнерства» тестирование 181 студента вузов и учащихся колледжей Республики Башкортостан на знание событий Великой Отечественной войны показало, что большинство молодых людей не плохо ориентируется в событиях Великой Отечественной войны, хотя в уровне информированности различия есть.//https://forms.gle/aX4tKcyCH43Q2Qw67
Знания о Великой Отечественной войне они получают из разных источников. В основном из школьного курса истории (86,2 %), из интернета (73,7%), художественных фильмов (71,1 %), от родных и близких (65,1%), из рассказов краеведов (38,8%), из радио- и телепрограмм (38,2%), из газет и журналов (37,5%), из рассказов сверстников (20,4%).
Результаты теста показали, что основным источником знаний школьника по истории является учебник. Однако, к сожалению, в школьных программах очень мало уделяется времени изучению истории Великой Отечественной войны. Выступая 21 апреля 2021 года с ежегодным посланием, Президент России Владимир Путин затронул тему преподавания истории в школах: «Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в её развитие. У ребят должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства. До сих пор ещё, знаете, открываю некоторые школьные учебники, с удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия - просто удивительно. Всё что угодно там написано, и о Втором фронте. Только про Сталинградскую битву ничего не сказано. Бывает и такое - просто удивительно! Просто не знаю, даже не хочу комментировать.»//http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794.
Среди тестируемых свыше 70% получают информацию о войне из художественных фильмов и интернета, более половины от родственников, которые в семейном кругу говорят об этой войне, передавая воспоминания из поколения в поколение. Это хороший показатель для молодежи нашего времени. Однако почти половина из тестированных (43,4%) не знают где воевали ближайшие родственники и в каких войсках.
В ходе опроса школьники показали конкретные знания о датах начала и окончания Великой Отечественной войны и Второй мировой войны (82,9% -94,1%). К сожалению, на вопросы об основных битвах этой войны правильный ответ дали только 59 % респондентов. Исторические события всегда связаны с именами тех людей, которые в них активно участвовали. С этой целью студентам был задан вопрос с перечислением различных имен, из которых они должны были выбрать имена героев и полководцев Великой Отечественной войны. Среди перечисленных героев большинство школьников правильно указали фамилии Зои Космодемьянской и Олега Кошевого, но были и такие, которые причислили к героям Великой Отечественной войны Сергея Лазо (11,8%) и Григория Котовского (25,7%) – героев Гражданской войны. Молодежь должна знать имена героев, их подвиги и на их примере воспитываться.
Большинство опрошенных верно назвали Конева и Рокоссовского (70-82%). Кроме того, есть группы, (от 17идо 39%), которая среди полководцев Великой Отечественной войны назвала Тухачевского, Блюхера и даже Колчака. У этой группы школьников есть исторические знания, но ложного характера.
Знание городов-героев и городов-трудовой славы показало противоречивый характер – правильные ответы по разным городам дали от 5 до 90%, что говорит о незнании большинством респондентов различий в понятиях город-герой и город трудовой доблести.
То же можно сказать и о знании местной истории Великой Отечественной войны. Правильный ответ на вопрос о военных формированиях, образованных на территории Республики Башкортостан, большинство тестируемых молодых людей дали правильный ответ о 112-й Башкирской кавалерийской (88,8%) и 76 кавалерийской (43,4%) дивизиях. О местах боевого пути прославленной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии правильные ответы дали только половина респондентов, от 7 до 25% дали не верные ответы. Такие же результаты дали вопросы о партизанах и подпольщиках – жителях Башкирии – лишь 50% дали верные ответы о месте дислокации в Башкирии секретной разведшколы, готовившей деятелей антифашистского движения Сопротивления в Европе и имени легендарного «черного генерала», личного врага Гитлера, ставшего Героем Чехословакии Даяна Мурзина.
Проведенное исследование показало, что студентов надо обучать уметь работать с источниками, анализировать, описывать, объяснять, сравнивать исторические версии и оценки, аргументировать свою точку зрения, уметь работать с различной информацией.
В целом же, несмотря на несовершенство сегодняшнего исторического образования, школьники и студенты показали достаточно высокий уровень исторического сознания. В этом большая заслуга учителей школы и вузов, а также семьи, которая воспитывает своих детей на основе нравственных патриотических ценностей, краеведов и работников СМИ, пропагандирующих знания о родном крае.